Линия истории

+++++++++++++++++++++

РАЗДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ

++++++++++++++++++++

Предстоящие события

Наши новости

« Все новости

Крещальная литургия 07.10.2013 06:23

5 октября 2013 г. в соборе Рождества Иоанна Предтечи была отслужена особая служба – крещальная литургия. За литургией приняли святое крещение младенцы Аркадий Филатов и Мария Кулюк. Службу возглавил иерей Максим Филатов, ему сослужили иерей Михаил Ромадов, диакон Андрей Кулюк, диакон Иоанн Карпенко и диакон Павел Шульженок. 

_DSC89811Крещальная литургия – это древний чин, берущий своё начало в Византийской традиции и адаптированный к современной православной практике. Служение этой литургии было возобновлено в 90-х гг. XX века по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В раннехристианские же времена крещение всегда происходило за литургией – с тем, чтобы вновь крещённые могли незамедлительно после таинства крещения принять святое причастие. Подробнее о том, чем крещальная литургия отличается от совершаемой обычно, смотри ниже. 


*** 
Переживаемое ныне в России духовное возрождение естественным образом связано с общим оживлением литургической, в частности – евхаристической, жизни. Эта эпоха, также как и предшествовавшие ей гонения на Церковь Христову, имеет много сходных черт с временами древнего христианства, что и побуждает современных христиан все чаще обращаться к древней традиции и искать в ней ответы на многие актуальные для наших дней вопросы. Одной из важнейших проблем стало более полное выяснение православного учения о Таинствах, так как в предшествовавшие века оно подверглось значительным искажениям, отчасти под влиянием католицизма, отчасти – в связи с подменой подлинной христианской жизни обрядово-христианским бытом и потерей евхаристического духа. В течение долгого исторического периода в России причащались крайне редко, обычно один раз в год Великим постом. Крестили же только новорожденных детей. Весь народ считал себя православным, и потребность в катехизации полностью перестала осознаваться. Все это привело к тому, что совершение Таинств Крещения и Миропомазания превратилось в будничную требу, к тому же с усвоенным ей со стороны государства смыслом регистрации рождения. Из-за отсутствия взрослых крещаемых в храмах остались только детские купели, из которых в период гонений пришлось обливать появившихся вновь великовозрастных крещающихся. В связи с большим недостатком храмов количество желающих креститься в каждом храме непомерно увеличивалось, и совершать чин крещения должным образом стало почти невозможно. 

_DSC9032 1Стали возникать произвольные сокращения и искажения чина Крещения. Крестившиеся таким образом во время гонений в большинстве своем не имели никакого представления о смысле совершаемого Таинства, иногда даже воспринимали Крещение как магический обряд, необходимый сам по себе, чтобы не болеть или уберечься от какой-либо беды. 

Воспитывать своих крестных детей в сознании необходимости настоящей церковной жизни, даже хотя бы в осознании себя верующими людьми, родители большей частью считали необязательным. В результате всех этих трудностей в XX веке в России появился огромный крещеный, но не верующий в Бога народ. Возникла парадоксальная ситуация, когда стало привычной «нормой» поминовение на Литургии верных и отпевание неверующих людей, потому что они – крещеные.

Преодоление угрозы массовой профанации христианской церковной жизни видится в возрождении благоговейного отношения к Крещению и другим Таинствам в первоначальной, древней значительности и осмысленности. Необходима катехизация желающих креститься взрослых, а также воцерковление родителей и восприемников крещаемых детей. Но не менее важно должное совершение Таинства, восприятие его не только в качестве обряда или требы, но и глубокое осмысление его в составе всей церковной жизни, в особенности – в связи с Евхаристией.

С этой целью в 90-х годах XX века в храмах Русской Православной Церкви стали строить баптистерии и было испрошено благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совершение Крещальной Литургии подобной той, какая стала вновь совершаться во многих Поместных Церквах. В основу этого чина положен древний византийский чин. С учетом особенностей русского Служебника, а также принятого ныне в Элладской Церкви последования, он приспособлен к совершению в наши дни.

Историческая справка

_DSC9250 11Совершение Крещальной Литургии в наши дни многим может показаться чем-то необычным. Однако, если посмотреть на чипопоследование Крещения в исторической перспективе, окажется, что соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности (да и не только в древности – практические указания о порядке соединения Крещения с Литургией помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII в., позднейшее синодальное законодательство предписывало крестить взрослых перед Литургией – с тем, чтобы они затем приняли в ней участие, - а предписание о совершении Крещения вместе с Литургией и в наши дни содержится в Большом Требнике. Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения – «Дидахэ» – молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения. Св. мч. Иустин Философ (II в.) в «1-й Апологии» пишет о порядке Крещения следующее: «После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами, и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобызанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает Именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всех и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого… Пища эта у нас называется Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос». В так называемом «Апостольском предании» (III в.) продолжительный рассказ о предкрещальной катехизации и о совершении Крещения заканчивается фразой: «Молиться же с верными прежде, чем они исполнят все это, они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира. И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение, и он пусть совершит Евхаристию». То же – и в «Corpus Areopagiticum» (V в.): «В заключение же всего (чинопоследования) иерарх призывает крещаемого к святейшей Евхаристии и делает его причастником совершительных Таинств». Итак, в Древней Церкви совершение Крещения естественным образом предполагало и совершение Литургии. Эта же традиция перешла и в константинопольскую богослужебную практику, на которой в наши дни основано богослужение всей Православной Церкви.

Статья с сайта www.forum.faith-power.ru

Фото М. Удалова

_DSC8794 _DSC8940 1 _DSC9004 _DSC8972 1 _DSC8973 1 _DSC9043 _DSC9151 1 _DSC9052 1 _DSC9152 1 _DSC9127 1 _DSC9178 1 _DSC9241 1 _DSC9296 1 _DSC9200 1 _DSC9196 _DSC9309 1 _DSC9331 1 _DSC9348 1


Церковный календарь

 

++++++++++++++++++++

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

++++++++++++++++++++

ПОНЕДЕЛЬНИК 23.09

++++++++++++++++++++

ВТОРНИК 24.09

8:00 - Утреннее монашеское правило

09:00 - Божественная Литургия

17:00 - Акафист Божией Матери

++++++++++++++++++++

СРЕДА 25.09

8:00 - Утреннее монашеское правило, панихида

17:00 - Акафист свт. Николаю

++++++++++++++++++

ЧЕТВЕРГ 26.09

8:00 - Утреннее монашеское правило, панихида

17:00 - Всенощное бдение

++++++++++++++++++

ПЯТНИЦА 27.09

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

10:00 - Литургия, панихида

17:00 - Акафист свт. Николаю

++++++++++++++++++++

СУББОТА 28.09

10:00 - Литургия, панихида (Малышева гора)

10:00 - Водосвятный молебен в церкви Василия Кесарийского в деревне Чернавино

11:00 - Водосвятный молебен в часовне деревни Ивановский остров

17:00 - Всенощное бдение

++++++++++++++++++++

ВОСКРЕСЕНЬЕ 29.09

10:00 - Литургия, панихида

17:00 - Водосвятный молебен

++++++++++++++++++++

Таинство Исповеди совершается перед Божественной Литургией

Новости
28.09.2024

28 сентября 2024 года возле церкви Василия Кесарийского в деревне Чернавино братия и прихожане Староладожского Никольского мужского монастыря совершили чин отпевания и погребения насельника обители монаха Николая (Игнатьева)

17.09.2024
Сегодня, в очередной раз, настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря посетил среднюю школу № 151 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
14.09.2024
В завершение речной навигации экскурсоводы монастыря подвели итоги
Это можно ещё спасти