Линия истории
+++++++++++++++++++++ РАЗДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ ++++++++++++++++++++ Предстоящие события
++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++ Детская воскресная школа "Под покровом Чудотворца" ++++++++++++++++++++++ |
Древний Васильевский монастырьДата публикации: 28.01.2023
0
На месте Васильевского погоста издревле была Святая Обитель, называвшаяся то Преображенскою, то Благовещенскою (по имени её храмов), и только со времени устройства в ней каменного храма в честь Василия Великого—Васильевскою. Это последнее название осталось и для прихода после закрытая Обители. Ни история, ни предания не устанавливают точно, когда и кем было положено основание Обители. По писцовым книгам под 1500 годом она значится, как городской ладожский мужской монастырь, богато и хорошо устроенный; но что она существовала за несколько столетий раньше 1500 г., то это удостоверяется многими данными, например: Владыка Новгородский аpxиепископ Василий, умерший в 1352 г., в знак уважения своего к этой Обители, устроил в ней каменный храм в честь своего ангела, Василия Кесарийского. Предания и некоторые вещественные данные говорят нам, что этот храм был устроен с целью хранить монастырское ценное имущество и отсиживаться в нем при осаде врагами, которые так часто подвергали опустошению приладожский край. Отсюда является понятным — почему у Васильевского храма очень мало окон и при том окон маленьких и узеньких. По всем вещественным данным храм этот имел подвальный этаж, назначение которого составляет для нас интересующую тайну. По одному преданию — тут была подвальная церковь со склепами, по другому — тайник, из которого шел подземный ход под р. Волхов в Староладожскую Георгиевскую крепость. В настоящее время этот подвальный этаж оказывается заваленным землей. Когда это было сделано и с какой целью — тоже неизвестно. По преданию, это было сделано иноками Обители с целью сохранит прах покоящейся там братии от изуверства врагов шведов, которые силою взяли в 1611 г. эту маленькую крепость, разграбили и предали огню. До этого разгрома Обитель имела, как сказано выше, три храма: Преображенский и Благовещенский деревянные (зимний и летний) и Васильевский каменный (усыпальница и трапезная). Столько храмов для Обители прежде было редкостью, а особенно здесь, в Приладожье, столь часто подвергавшемся нашествию врагов. Этот факт красноречиво говорит о былом богатстве Обители. Действительно Обитель была богата: на реке Волхове было несколько её собственных рыбных тоней; вокруг стен Обители широко расстилались возделываемые поля, сенокосы; лесные дачи протягивались на много верст. У самых стен монастыря, где теперь стоит деревня Чернавино, располагались монастырские хозяйственный постройки и слобода собственных (крепостных) людей-рабочих. Несколько соседних деревень были монастырскими. Словом Обитель обладала всеми данными для безбедного самостоятельного существования, чтоб с честью и во славу Божию выполнять свое назначение на северной окраине Русского царства. Но враги русского государства совсем обездолили Обитель. Во время войны Иоанна Грозного с польским королем Стефаном Баторием, именно когда последний осаждал гор. Псков, ватаги поляков и ливонцев сильно пограбили Васильевский монастырь. В 1611 году шведы не только разграбили, но все предали огню и мечу. Остался один Васильевский храм, поруганный, ограбленный. Обитель обезлюдела на довольно продолжительное время. По заключении Столбовского мира со шведами в 1617 году всё Приладожье, начиная от р. Лавы, перешло от шведов обратно к России, и в разрушенную Васильевскую Обитель, как и во все другие этой местности, иноки мало-по-малу стали возвращаться. Васильевский храм скоро был восстановлен при содействии православных. Воевода Феодоровича (в конце) и Алексея Михайловича, устроил Благовещенский храм, сделав для него каменную пристройку с правой стороны к Васильевскому на собственный счет. В царствование Феодора Алексеевича был устроен новый Преображенский храм на месте прежнего. По видимому Обитель стала быстро подниматься усердием православных, но до прежнего благосостояния она подняться уже не могла, ибо прежние её угодья и земли после смутной эпохи оказались уже в другихъ руках ( “захвачены”, т. е. присвоены или частными лицами или другими монастырями). Самостоятельное существование Обители оказалось невозможным: с этого времени, т. е. после смутного времени, она приписывается то к Зеленецкому монастырю, то к Валаамскому и её угодья эксплуатируются уже не в её пользу. В таком зависимом положении она просуществовала до полного своего закрытая, последовавшего в царствование Екатерины II. С 1764 года храмы Васильевской Обители являются уже приходскими. В состав прихода вошло несколько деревень и барских усадеб. Если и в настоящее время Васильевский приход мал и беден (всего 7 селений и 4 усадьбы, всего около 100 дворов), то в начале он был еще меньше и беднее. Это обстоятельство было причиною не раз возникавшего вопроса о слиянии Васильевского прихода с Подбережским (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) и о приписка храма Василия Великого к приходской Подбережской церкви, но местное население всегда энергично отстаивало свой приход: каждый раз оно находило средства на производство необходимого ремонта в своих ветхих храмах и на увеличение жалования церковнослужителям. В половине минувшего столетия Преображенский деревянный храм частью по причине своей ветхости, частью будто бы за ненадобности был уступлен приходом Валаамскому монастырю за 500 руб. и в 1857 г., с разрешения Св. Синода, этот храм, со всеми принадлежностями, был увезен на Валаамские острова. Очевидцы рассказывают, что когда монахи приехали в гальоте с рабочими разломать и увезти храм, то крестьяне, ничего не знавшие о добровольной уступке храма монастырю (это было сделано одним причтом), воспротивились отдать храм и силою не допускали ломать его, но обещание монахов сделать капитальный ремонт Васильевского храма, послать большой колокол, а главное 50 руб. „на угощенье” сломили упорство противников. Впоследствии Настоятель Валаамского монастыря дал 300 руб. на поправку крыши Васильевской церкви, колокол же до сих пор ожидается. После увоза Преображенского храма святое место древней Обители представляло печальную картину: на месте бывшего храма груды мусора; вместо трех храмов и колокольни, окруженный грудами мусора, стоял уже один только каменный Васильевский храм, тесный и требующий значительной поправки; богатство в церковной древней утвари сменилось крайней бедностью; где прежде проходили деревянный стены вокруг храмов и кладбища, там теперь не было даже простой изгороди. Опять стала глухо носиться молва, что приход будет упразднен, что Васильевский храм будет приписан к Подбережскому. Но обиженные прихожане не допустили совершиться величайшей несправедливости: они опять отстояли свое древнее святое место. Современники еще не так давнего этого события говорят теперь, что в обиженных прихожанах проявился замечательный подъем религиозного чувства. Крестьянские общества устанавливают подушный сбор на церковь; более состоятельные лица вносят значительные пожертвования; во все концы направляются сборщики... и в сравнительно короткое время, лет 12—15, бедные прихожане, с помощью почитателей церковной православной старины, ремонтируют Васильевский храм, подновляют в нем старые иконы, оставленные валаамской братией за негодностью; приобретают необходимую при богослужении церковную утварь и, наконец строят новый каменный, довольно просторный храм Преображения Господня на месте прежнего. Новый храм освящен в 1872 году. Так, дружными усилиями, побуждаемые святым чувством уважения к издревле священному месту и древнему, почти 600-летнему храму Василия Великого, в котором так долго возносили Господу Богу свои молитвы их предки, прихожане не только отстояли свой приход, но и обеспечили его существование на последующее время, составив неприкосновенный церковный и причтовый капиталы в 1900 руб. и в 2500. За последние 30 лет храмы Васильевского погоста пришли в следующее состояние: 1) Преображенский, вновь выстроенный каменный храм находится в должном порядке и на свое поддержание требует пока еще незначительные средства. Он не блистает богатством убранства, но все необходимое имеет. 2) Васильевский храм (древний, каменный) находится в очень плачевном состоянии. Деревянная дощатая крыша его в нескольких местах протекает; его каменные, (а не кирпичные) стены, отличающиеся своей значительной толщиной при малой высоте, во многих местах без штукатурки с внешней стороны, так что производят удручающее впечатление; с внутренней стороны стены постоянно влажны, покрыты плесенью; воздух внутри храма сырой, затхлый; во время топки постоянно появляется угар. Богослужения в нем не совершаются вот уже третий год. Иконы и церковная утварь в нём понятно портятся. 3) Храм Благовещения Пресвятой Девы Марии распоряжением Епархиальной власти закрыт, так как иконы и прочая церковная утварь и обстановка пришли в совершенную негодность для употребления. Он служит теперь как кладовая церковных предметов, вышедших из употребления. 4) Церковной ограды до сих пор нет: ее заменяет простая изгорода, не могущая защитить на кладбище могилы и кресты даже о домашних животных. 5) Церковная сторожка имеется, но она настолько ветха и холодна, что жить в ней невозможно. Материальные силы прихода в настоящее время очень слабы и доходы храма весьма скудны, так что без помощи извне ни церковная сторожка, ни ограда вокруг храмов и кладбища не могут быть выстроены. Васильевский же храм без должного ремонта придет в окончательное разрушение; очевидно его постигнет та же участь, какой быль подвергнут храм Благовещенский. Оставить же этот 6ОО-летний храм для такой участи не простительно нам, русским, христианам православным. В таких древних храмах ведь зарождалось, воспитывалось и крепло то религиозное чувство, та любовь к родной старине, та преданность Престолу и Отечеству, который вознесли так высоко дорогое всем нам Русское Царство.
Церковный староста Васильевскаго храма А. Котиковъ, 1903 год. |
Церковный календарь
++++++++++++++++++++ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ++++++++++++++++++++ ПОНЕДЕЛЬНИК 23.09 ++++++++++++++++++++ ВТОРНИК 24.09 8:00 - Утреннее монашеское правило 09:00 - Божественная Литургия 17:00 - Акафист Божией Матери ++++++++++++++++++++ СРЕДА 25.09 8:00 - Утреннее монашеское правило, панихида 17:00 - Акафист свт. Николаю ++++++++++++++++++ ЧЕТВЕРГ 26.09 8:00 - Утреннее монашеское правило, панихида 17:00 - Всенощное бдение ++++++++++++++++++ ПЯТНИЦА 27.09 ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ 10:00 - Литургия, панихида 17:00 - Акафист свт. Николаю ++++++++++++++++++++ СУББОТА 28.09 10:00 - Литургия, панихида (Малышева гора) 10:00 - Водосвятный молебен в церкви Василия Кесарийского в деревне Чернавино 11:00 - Водосвятный молебен в часовне деревни Ивановский остров 17:00 - Всенощное бдение ++++++++++++++++++++ ВОСКРЕСЕНЬЕ 29.09 10:00 - Литургия, панихида 17:00 - Водосвятный молебен ++++++++++++++++++++ Таинство Исповеди совершается перед Божественной Литургией Новости
28.09.2024
28 сентября 2024 года возле церкви Василия Кесарийского в деревне Чернавино братия и прихожане Староладожского Никольского мужского монастыря совершили чин отпевания и погребения насельника обители монаха Николая (Игнатьева) 17.09.2024
Сегодня, в очередной раз, настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря посетил среднюю школу № 151 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
14.09.2024
В завершение речной навигации экскурсоводы монастыря подвели итоги
Это можно ещё спасти
++++++++++++++++++++++++ Новый игуменский корпус 1853г. +++++++++++++++++++++++++ Церковь Василия Кесарийского XVIIв. +++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++ |
Комментариев пока нет