МОЛИТВЫ О ВОИНАХ
Староладожский Никольский мужской монастырь на протяжении многих лет принимает ИМЕНА для монастырской молитвы о ВОИНАХ и их СЕМЬЯХ! Предстоящие события
|
Архитектурный комплекс монастыряТочная дата создания обители неизвестна. А согласно упоминанию, обнаруженному Н.Е.Бранденбургом в житии Св. Николы Качанова, написанном в XIV в., Никольский Ладожский монастырь мог существовать те годы. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1500 г. Сам монастырь возник вокруг церкви св. Николая Чудотворца, постройку которой многие исследователи относят к концу XII-началу XIII вв. За восемь веков существования монастыря на его территории строились здания разных стилей и назначения. Самая ранняя постройка - Никольская церковь. В настоящие время Никольский собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпый, трехапсидный, одноглавый храм, разделенный сводами на два этажа: подклет и церковь. Основной объем собора составляет кубическая форма, перекрытая четырехскатной железной кровлей, и увенчан большой луковичной главой, покоящейся на цилиндрическом, кирпичном, световом барабане. Собор расположен посредине монастыря, близко у стен монастырской ограды, и хорошо виден, как с дороги, так и с реки Волхова. Из синодика XVI века видно, что собор неоднократно освящался, а именно три раза с периодичностью в 12 лет. Эти освящения собора, очевидно, означают его ремонты и чинки. В переписной книге 1628 г. о Никольском соборе говорится, что он «стоит, рассыпавшись от немецких людей» - последний набег шведов на Ладогу. В середине XVII века Никольский собор восстанавливается. После этой реконструкции от первоначального сооружения местами сохранились только нижние части стен и столбов. Работы по восстановлению собора были завершены к декабрю 1668 г. и 8 декабря этого года собор был заново освящен. При этом древние формы собора были значительно изменены. Появился подклет, здание стало двухэтажным. Сохранился только план первоначального сооружения. Именно в этот период появился антипьевскнй придел, видимо построенный на средства торгового человека Антипы Романовича Гиблого. По указу Новгородского митрополита Корнилия в 1695-1697 гг. к Никольскому собору с северной стороны был пристроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. В связи с сооружением придела к паперти, Никольский собор изменил свой облик, северный и западный фасады были закрыты, появились малые главы и новое крыльцо с грушевидными колоннами. Большие ремонтные и строительные работы по Никольскому собору проводились в 1910 -1913 годах по проекту архитектора А.П. Аплаксина. Никольский собор сделан теплым, возведен новый придел, внизу устроена ризница, сделана новая паперть, сохранена в прежнем виде с сохранением всех архитектурных деталей древняя часть храма, иконостас вызолочен вновь. До 1908 г. архитектура Никольского собора не изменялась, и по зданию не производились никакие работы. С 1913 г. и до революции 1917 г. Никольский собор никаких изменений не имел. Во время революции с древней главы собора был сорван крест с яблоком. При снятии креста сама глава была сдвинута с места и наклонена. В 1958 г. специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Леноблисполкома производились тщательные изучения памятника в натуре. В этот же год древний храм было решено освободить от поздних приделов эклектической архитектуры, уродующих древний стиль памятника. Примыкающие с запада и с севера приделы были в 1958 г. разобраны, а реставрация памятника была отложена. С западной стороны Никольского собора, в 1692 г. тихвинские мастера построили каменную восьмигранную с шатровым деревянным верхом колокольню. Раньше на западной стене собора, вероятно, была звонница, возможно, разобранная при перестройке в 1668 г. Колокольню поставили между соборной церковью и трапезной, соединив все три постройки между собой деревянными переходами: из паперти соборной церкви - во второй ярус колокольни, и затем - в паперть трапезной церкви. Переходы были крыты тесом. Яркая шатровая колокольня конца (1691/1692 гг.) имеет восьмигранный ствол и двухъярусный купол со специальным помещением для звона. Тихвинские мастера, возводя этот каменный столп, стремились представить его как бы освобожденным от земного притяжения, устремленным ввысь. По своему стволу колокольня лишена декорированных украшений, и лишь шатровый купол, увенчанный крестом и выполненный в Ярославском зодчестве, имеет пышное убранство. На колокольне в былые времена, висели колокола: в общей сложности 10 штук. С 1835-1837 гг., при строителе Августалии, производилась чинка колокольни. В описании монастыря 1865 г. о ней сказано: на ней в середине висит колокол в 100 пудов 274 фонтов пожертвованный в монастырь 1864 г... В просветах висят колокола: второй в 64 пуда, вылитый в 1841 г... Кроме означенных выше висят еще 7 колоколов, весом примерно в 10 и менее пудов. О времени построения колокольни неизвестно. В первой половине ХVШ в. на колокольне были железные часы с боем, которые предписанием 6 июля 1754 г. были вытребованы в Александро-Невскую лавру. К началу XVIII в. собор имел 4 придела: Благовещенский, Димитриевский, Антипиевский и Тихвинский, и соответственно 5 глав. С начала 17 в. до начала 18 в. в монастыре находились мощи Преподобных Сергия и Германа Валаамских в связи с разорением шведами в Смутное время Валаамского монастыря. Храм во имя святителя Иоанна Златоуста выделяется среди построек монастыря, вообще это удивительная по своей необычности церковь. Она строилась по проекту академика архитектуры Алексея Михайловича Горностаева в 1861-1872 гг. Храм отличается смешением стилей: здесь сочетаются черты средневековой романской архитектуры (прямоугольный храм-базилика), готики (вытянутые стрельчатые окна, окно-розетка на фронтоне, украшенные витражами), русско-византийского стиля (луковичные маковки на крыше и тяжелое крыльцо с массивными бочковидными колоннами). Интерьер храма украшает живопись на сюжеты жития святителя, изображения его современников, исполненная воспитанниками Петербургской Академии художеств. Архивные документы и фотографии рассказывают, что в храме находился удивительной красоты деревянный вызолоченный резной иконостас. К сожалению, он не сохранился. Вход в храм укрощает готическое крыльцо, украшенное двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо- творенье Божье и звезды - бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть)Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетия Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами. Над Св. престолом написана фигура Господа Саваофа и по бокам 7 Ангельских чинов славящие Бога. В малых апсидах символические изображения Св.Духа и Всевидящего ока. От яркого и пышного иконостаса осталась позолоченная арка, выполненная из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы. В южной малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь св. великомученика Назария. В советское время в церкви размещался склад сельхозтехники, что повлияло на живопись храма. В 20-х годах 20 века монастырь закрыли большевики, но до начала 30-х годов при монастыре монахи организовали рыбколхоз. После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной она использовалась как клуб, ныне действуюший храм. К 1500 г., Никольский монастырь владел землями, как в самой Ладоге, где крестьяне, жившие на этих землях, платили ему поземельную подать, так и в Ладожском уезде. Монастырю принадлежали земли и деревни по берегам Волхова и в нескольких погостах: в Вотской пятине и в Обонежской пятине. Святые врата расположены в центральной части восточной стены монастырской ограды, напротив колокольни. Построены тихвинскими мастерами в 1691 году. Представляют собой кирпичную стену, прорезанную двумя разновеликими арочными проемами: большим ( южным )- для проезда - и малым ( северным )- для прохода пешеходов, и завершаются щипцом, который в XVIII-XIX вв. был покрыт росписью («Спаситель со святыми»). Между храмами находилось монастырское кладбище. Значительные работы по благоустройству монастыря производились в XVII веке на средства члена ладожской торговой палаты Антипы Романова, чье имя было записано в синодик ХVП века, который хранился в монастырском архиве. В течение конца XVII-XVIII вв. Никольский монастырь рос и развивался, в нем появились новые культовые, жилые хозяйственные постройки. Помимо этого, уделялось значительное внимание благоустройству и озеленению монастырской территории. Так, при строителе Никольского монастыря иеромонахе Варлааме Иверском в 1723 г. было посажено две тысячи липовых деревьев, привезенных из Старорусских вотчин Иверского монастыря. Это обстоятельство указывает на интересную связь Староладожското монастыря с Иверским, возникшую в XVIII веке, вероятно, вследствие назначения иеромонаха Варлаама в Никольский монастырь строителем. Большинство из этих лип вскоре засохло, 176 лип в следующем, 1724 году были выкопаны и отправлены в Александро-Невскую лавру, а четыре липы остались украшать двор обители. Впоследствии, они были огорожены и внесены в опись монастырского имущества; две из этих лип, мы можем до сих пор наблюдать растущими на территории обители. В 1731 г., как видно из бумаг монастырского архива, в монастыре жили: строитель, 7 монахов, 4 церковника, служители, 6 наемных рыбаков, сторож, трапезный, истопник, коровница, колесник с сыном, 6 работников, летний конюх (т. е. около 35 человек). Еще в декабре 1713 года Никольский Ладожский монастырь был приписан к Александро-Невскому монастырю, при этом строителем был назначен монах Иов (вероятно, известный в 1700 г. как казначей Ладожского Никольского монастыря). Строитель Иов был смещен уже в марте 1714 г, по доносу казначея монастыря Варлаама, а на его место был назначен новый строитель иеродьякон Герман. В 1718 году в Александро-Невский монастырь поступил донос монахов на нового настоятеля, Германа. (Дело о пьянстве буйстве и злоупотреблениях иеродиакона Германа, строителя Николаевского Ладожского монастыря и духовных лицах в Ладоге. 1718. 26. 11.) Независимо от того, что в Никольском монастыре проводились неоднократные ремонты, к 1771 г. он был в очень плохом состоянии: «Никольская церковь вся растрескалась и частично даже обвалилась, в Златоустовской упала часть сводов, и стены дали трещины, братские кельи сгнили и развалились...». Приняли решение об упразднении Никольского монастыря в 1771 г. Заброшенный монастырь продолжал разрушаться, на что местные жители не могли смотреть равнодушно. Через четверть века, а именно в 1794 г., они вместе с новоладожскими купцами обратились с просьбою к митрополиту Гавриилу о возобновлении ценного каменного церковного строения бывшей обители и получили разрешение на восстановление Никольского монастыря с утверждением его "в полный присмотр". В знак одобрения Архипастырь благословил двумя кипарисовыми крестами купцов Петра и Василия Охряевых- восстановителей обители сия, а сии последние предоставили кресты обители в воспоминание её возобновления. По принятии монастыря на свое попечение, ревностные почитатели памятников старины и храмов починили колокольню и прочие строения, кельи были выстроены вновь. После чего они просили в этот монастырь определить монашествующих из Зеленецкого монастыря. В 1811 году Ивановский монастырь был приписан к Староладожскому Никольскому монастырю с тем, чтобы братия Никольского монастыря совершала в Иоанно-Предтеченской церкви богослужение. К Никольскому монастырю приписан собор Рождества Иоанна Предтечи; каменный, пятиглавый, с одной главкой над приделом во имя Св. Мученицы Пераскевы Пятницы, с колокольней. Церковь эта принадлежала Староладожскому Иоанновскому монастырю, основанному Новгородским Архиепископом Климентом в 1276 году. На территории, занимаемым этим собором, находятся два родника, один из которых освящен в честь Параскевы Пятницы и известен как подающей полное исцеление с верою к нему притекающим. С момента возобновления Староладожского Никольского монастыря в нем увеличивается строительство, главным образом каменное. В1812 г. было разрешено построить настоятельский двухэтажный каменный корпус, который был окончательно достроен в 1825 г. Затем, старый настоятельский корпус, построенный в 1870 г. отводился для братской трапезы с кухней и с кельями для трапезных служителей - в первом этаже и под братские кельи на втором. В 1830 г, «строится каменный одноэтажный корпус, предполагаемый под амбар. Он был построен на благотворительные средства. Наибольшего расцвета Никольский монастырь, достиг при архимандрите Аполлосе, деятельность которого начинается в 1846 г. При Аполлосе в 1850(?)1851 гг. были построены хозяйственные постройки деревянные жилые службы, сараи, хлева и конюшни на каменных столбах. Его стараниями в 1852 г. возведен трехэтажный каменный корпус, поставленный с западной стороны Никольского собора. Это второе здание на территории монастыря построенное в стиле русской эклектики, с верхним этажом для Епархиального начальства, кельи для гостей, приезжающих в монастырь, а также с кельями «для жительства братии» на втором этаже, весь этаж занимался братией и с хлебопекарней, просфорной и кладовыми помещениями в его цокольной части. Кроме того, архимандритом за монастырем были открыты "плитные ломки и кирпичный завод, для обжига кирпича и плиты на известь". В 1865 г., на запад от скотного двора, была устроена деревянная рига с гумном. В 1871 г., братство Никольской обители составляли: "настоятель монастыря, в сане архимандрита, 5 иеромонахов, 3 иеродиаконов, 24 монахов, послушников 10 человек. Сверх того 16 человек разного звания на правах послушников." "Кроме сих лиц имеются для исправления сельских и других работ наемные люди: в летнее время 10, а в зимнее 6 мужчин, так же для ухода за рогатым скотом 2 женщины". ( т.е. всего до 80 человек). В монастыре в XIX веке было развито ремесленное производство. Монахи шили рукавицы, тачали сапоги для нужд монастыря и окрестных деревень, изготовляли крестики, образки, отливали свечи. После освещения поделки монахов продавались в Старой и Новой Ладоге и в часовне на углу Большого и Малого Царскосельских проспектов Санкт-Петербурга (ныне угол Московского пр-та и Малодетскосельского пр-та № 48), которую монастырь открыл в 1827 году, где проживали один монах и три послушника. Все это приносило значительный доход в казну обители. Монастырь имел богатую ризницу, лошадей, большой скотный двор в деревне Извоз. Никольский монастырь имел еще и значение народно-образовательное значение. Из бумаг монастырского архива видно, что при этом монастыре находилось с 1810 г. приходское и уездное училище для образования детей новоладожского духовенства и притечников. В 1841 г. указом С-Пб духовной консистории от 20 апреля было открыто училище для поселенских детей, которое просуществовало до 1862 г. В 1869 г. при монастыре была открыта бесплатная школа для обучения детей окрестных сел. Занятая велись по новейшей методике. Ученики обучались грамоте, Священному Писанию, катехизису, арифметике и чистописанию".., бесплатная школа, несмотря на короткое время своего существования, имеет уже до пятидесяти воспитанников, которые бесплатно пользуются всеми учебными пособиями теплым помещением и преподаванием грамоты". Зимой дети, которым было далеко добираться до дома, оставались ночевать в монастыре. За ними был приставлен надзиратель специальный - служитель, очень строгий к ученикам. В этой школе учился известный художник-передвижник В.М. Максимов. По окончании ее он на какое-то время остался при монастыре в иконописной мастерской, но из-за строгого обращения к нему монахов и тяги к искусству он вскоре бежал в Петербург, где монахи этого монастыря оказывали ему посильную помощь. В 1907 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой (за исключением восточного фасада, на котором еще оставалась старая ограда 1839 г.) В этом же году на южном фасе монастыря были построены одноэтажные каменные кельи, а на западном - каменные погреба. Между 1911 и 1915 г. был перестроен и восточный фас монастырской ограды с двумя угловыми башнями. Ныне монастырь обнесен каменной оградой, по углам которой возвышаются 4-ре каменные башенки; в одной из них по линии проезжей дороги была устроена часовня на поклонение путникам. Ограда построена в 1834-1839 гг. Угловые башни перестроены в 1907-1908 гг. в неорусском стиле по проекту арх. С-Пб Епархии Никонова, как и многие другие поздние монастырские строения. Из высоких посетителей обитель удостоила своим пребыванием в 1747 году, в проезде через Зеленецкий монастырь в Тихвин, императрица Елизавета Петровна с наследником престола Великим Князем Петром Федоровичем и с супругою его Великою Княгиней Екатериной Алексеевной. Предание сохранило, что сии августейшие посетители долго здесь любовались живописной окрестностью с высоты кургана, носящего название «Победище». В годы революции монастырь был упразднен, а здания монастыря использовались в жилищно-хозяйственных нуждах. В 1974 году Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. В настоящий момент монастырь действующий. 26 ноября 2002 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир доставил в Никольский мужской монастырь частицу мощей Святого Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, из итальянского города Бари. Сейчас братия вместе с настоятелем Никольского мужского монастыря игуменом Варфоломеем восстанавливают древнюю обитель. В бывших северных братских кельях открыта часовня, ремонтируются келии. |
Церковный календарь
++++++++++++++++++++ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ++++++++++++++++++++ ПОНЕДЕЛЬНИК 10.02 ++++++++++++++++++++ ВТОРНИК 11.02 08:00 - Утреннее монашеское правило 09:00 - Божественная Литургия 17:00 - Акафист Божией Матери ++++++++++++++++++++ СРЕДА 12.02 08:00 - Утреннее монашеское правило 17:00 - Акафист свт. Николаю ++++++++++++++++++ ЧЕТВЕРГ 13.02 08:00 - Утреннее монашеское правило 09:00 - Божественная Литургия 17:00 - Акафист Божией Матери ++++++++++++++++++ ПЯТНИЦА 14.02 08:00 - Утреннее монашеское правило 17:00 - Всенощное бдение ++++++++++++++++++++ СУББОТА 15.02 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА 10:00 - Литургия 17:00 - Всенощное бдение ++++++++++++++++++++ ВОСКРЕСЕНЬЕ 16.02 10:00 - Литургия, Панихида 17:00 - Водосвятный молебен ++++++++++++++++++++ Таинство Исповеди совершается перед Божественной Литургией Новости
03.02.2025
3 февраля 2025 года Высокопреосвященнейший ВАРСОНОФИЙ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, по представлению игумена Староладожского Никольского мужского монастыря игумена Филарета (Пряшникова), УТВЕРДИЛ перечень мероприятий, посвященных 785-летию со дня основания обители.
11.01.2025
По приглашению настоятеля Староладожского Никольского мужского монастыря игумена Филарета нас посетили студенты из РХГА
08.01.2025
Традиционная детская ёлка прошла 7 января в монастыре
Это можно ещё спасти
++++++++++++++++++++++++ Новый игуменский корпус 1853г. +++++++++++++++++++++++++ Церковь Василия Кесарийского XVIIв. +++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++ |