Праведники нашей земли
Предстоящие события
23 марта (четверг) 2023 год ++++++++++++++++ 25 марта (суббота) 2023 год Паломническая поездка "Обители Северной земли" +++++++++++++++++ 29 апреля (суббота) 2023 год Паломническая поездка "Обители Северной земли" +++++++++++++++++++ 04 июня 2023 год День Святой Троицы! |
Блаженный Александр Васильевич ЛосевЖИЗНЕОПИСАНИЕ Александра Васильевича Лосева (1847 г.), послушника Староладожского Никольского мужского монастыря (готовится к прославлению) Заказать поминовение у гробницы блаженного Александра Где найти могилу блаженного Александра Лосева? Заметает над церковью белой, Блаженный Александр Васильевич Лосев, предположительно родился в конце XVIII века, в старинном и славном городе Ростов Великий. Судя по фамилии, он принадлежал к известной ростовской купеческой семье - роду Лосевых. В метрических книгах Князь-Владимирского Собора находим уникальные свидетельства о некой семье Василии Лосеве и его жене Елизавете Ивановне, которые упоминаются как восприемники для представителей Санкт-Петербургских именитых и зажиточных купцов[1]. Как рос маленький Александр, какое получил образование до подлинно неизвестно. Его подвижнический путь начинается в молодых летах. Не достигши зрелого возраста он приходит в Николаевский мужской монастырь Старой Ладоги. Начало XIX века для древней обители ознаменовалось новым историческим этапом. После десятилетий забвения, в ней возобновлялась монашеская жизнь, храмы и братские корпуса ремонтировались, строились новые монастырские строения, увеличивалось количество братии. Игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря тогда был Самуил - первый настоятель по восстановлении монастыря, который был назначен 5 августа 1811 года. Епархиальное начальство наделило игумена возобновленной обители правом присутствовать в Новоладожском духовном правлении, равно как и пользоваться первым местом в церковных церемониях. 16 ноября 1811 г. отец Самуил назначен благочинным над Введенским Островским, Троицким Зеленецким и Николаевским Староладожским монастырями. 1819 г. - уволен от должности и зачислен в число братии Коневского монастыря. Именно игумен Самуил заприметил молодого человека, который часто бывал в обители. Александр отличался особым прилежанием, поэтому, когда игумен благословил его поступить в монастырь, то он взял на себя особые труды. Неутомимо и молчаливо он выполнял самые трудные послушания. Если необходимо было помочь по монастырскому хозяйству Александр Васильевич спешил туда, где требовалось тяжелая и зачастую грязная работа, он был всегда впереди всей братии, показывая пример смирения и кротости. Все дела Божии он делал молчаливо и неутомимо, воспринимая любое послушание как перст Божий.
Уже с этого времени Господь призывает его к особому роду служения. Первоначально ни игумен, ни братия, ни жители Старой Ладоги не рассмотрели в нём угодника Божьего. Его Христа ради юродство воспринималось как болезнь, как отсутствие ума. Поэтому зачастую его гнали за его слова и поступки, иногда ему доставалось от своих же за прозорливость и пытливость ума, за все то, что Господь открывал ему для назидания и пользы остальных. Странными были его поступки: то опрокинет лоток с хлебом, то прольет кувшин с молоком. Рассерженные торговцы били блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что хлеб был плохо испечен, молоко было негодным. Почитание блаженного Александра в народе быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался сам в помощи более других. Один за другим менялись настоятели Никольского монастыря. Возможно, кто-то совсем не видел в Александре послушника, и со временем его выгоняют из Никольской обители. Нельзя описать страданий блаженного, который в любой день приходил к своему любимому монастырю, но его снова и снова выпроваживали из места, в котором его посетил Господь. Назойливость святого, его колкие и прозорливые слова игумену и братии, а также его подвиги, не могли безучастно оставить врага нашего спасения. По научению не добрых жителей Старой Ладоги блаженного забирают в дом умалишенных. Где находился несколько лет блаженный, трудно сказать, так как в Новоладожском уезде на середину XIX века не было специализированной клиники. Возможно, его вывезли в Петербург. Проведя несколько лет в больнице, блаженный возвращается в Старую Ладогу. Но теперь для него наступил совершенно другой вид подвижничества. В тридцатилетнем возрасте святой начинает ходить по Старой Ладоге и её окрестностям. Он не пошел в Никольский монастырь, где бы ему могли дать кров! Блаженный облюбовал Малышеву гору с целебным источником Параскевы Пятницы! Теперь здесь, возле стен древней церкви Рождества Иоанна Предтечи, блаженный Александр Васильевич Лосев находит себе прибежище. Более 20 лет ходил блаженный по Ладоге и окрестным деревням «в странном виде», оказывая местным жителям некую, вероятно не только молитвенную помощь, о чем в надписи сказано несколько туманно: «пользуя многих потаенно». Буквально понимая слова, начертанные на гробнице блаженного Александра говорят нам о благодатном даровании. Александр Лосев по своей молитве исцелял болезни ладожан, используя свой дар “потаенно”. Слово “потаенно” - “скрываемо от других”. Так и должны были поступать праведники Божьи. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил блаженный нагой и босой по улицам Старой Ладоги. Как и положено блаженным, жил он не похожей ни на чью другую жизнью. Такая жизнь под открытым небом продолжалась для блаженного более 20 лет, и увенчалась страдальческой кончиной. Среди жителей Старой Ладоги упорно ходил слух о том, что блаженного убили. Вполне вероятно, что в декабре 1847 года Александр Васильевич был утоплен местными крестьянами в реке Волхов по просьбе одного чиновника, жившего тогда в городе Новая Ладога. Причина такого бесчеловечного решения со стороны начальника сводилась к подвигу блаженных! Дело в том, что юродивый обличал его, человека занимавшего высокую должность, за “беззаконную жизнь”, за что и поплатился своей жизнью[2]. В мае месяце 1848 года тело блаженного Александра приплыло к Новой Ладоге невредимое, к прославлению Богом своего долготерпивого раба. Участники обнаружения святого удивлялись тому, что несмотря на пятимесячное пребывание в воде, а также на то, что тело блаженного оставалось лежать на берегу реки до погребения четверо суток, оно “было мало повреждено и не имело ни малейшего запаха, свойственного телам усопших”[3]. С особым почетом доставили блаженного в Старую Ладогу. Его святое и многопотрудившееся тело лежало в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Взирая на его святой облик многие жители плакали, а он лежал, как будто и не провел полгода в бурной реке. Лежал, как будто только что заснул. Невозможно вычеркнуть из жизни блаженного один примечательный факт, который был старательно записан в Синодиках Староладожского Никольского мужского монастыря. Среди прочих благодетелей обители род Лосевых был вписан на вечное поминовение, а человек, из за кого записали значится как “блаженный утопший послушник Александр”. За год до своей блаженной кончины Александр Васильевич Лосев принес в обитель благотворительный взнос! Сумма равнялась 1 тысячи 428 рублям чистого серебра![4] От куда появилась такая сумма у святого человека - мы никогда не узнаем. Но примечательно, что он предчувствуя свою кончину отдает Никольской обители всё, что возможно собрал от почитателей. Возможно, это было его наследство, полученное от родителей или родственников. 17 мая 1848 года церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе была наполнена народом. Пришли проститься со своим любимым блаженным и стар, и мал, все те, кто был облагодетельствован святым угодником Божьим. Торжественное отпевание совершал строитель Староладожского Никольского мужского монастыря иеромонах Аполлос с монастырской братиею, в присутствии игуменьи Успенского монастыря с сестрами и при многочисленном собрании почитателей покойного[5]. Похоронить блаженного Александра Васильевича Лосева было решено при входе в любимый храм святого. Но на этом его биография не заканчивается, а только начинается! Так уж повелось со времён Христа, что ни одного пророка не чтут на родине (МФ. 13:57, Мк. 6:4) Однако, Александр Лосев был при жизни почитаем и любим народом. Об этом говорят, в первую очередь, два факта: это плиты на месте его захоронения в храме и нетленность тела его. Великой чести погребения в храмах удостаивались только представители княжеской фамилии или прославленные священники. На сколько была высока слава блаженного Александра в подвижничестве своём – сомнений не вызывает ни у кого. А то, что мало описанных чудес, творимых им, так делал он всё «в тайне», как делает сам Господь, и учит так делать всех. Надо сказать, что и сам русский народ в прошлых веках был более верующим и более воцерковленным, знал, если будешь хвалить, будешь благодарить и прославлять – дьявол услышит. А сейчас пришло благодатное время для блаженного Александра Лосева – можно и хвалить, и прославлять, и молиться ему о заступничестве перед Богом. Вот тогда живые истории о чудесах и исцелениях наших современников-прихожан превратят его краткую биографию в многотомную книгу! «Дивен и чуден Бог во святых своих!» Закончить повествование о святом хочется глубокими по своему смыслу словами тех, кто видел людей, свидетелей чудес блаженного и его благодатной помощи: “Со времени восстановления Никольская обитель в духовной жизни своей руководится чином и уставом монастырей общежительных. Подвижническая жизнь братии, непричастная молве человеческой, не сохранила следов в сказаниях людей: труды и подвиги их, заключенные в безмолвных келиях остались сокровенными в Боге Спасителе душ наших. Здесь укажем только на подвиги одного послушника Николаевской обители, путем юродства Христа ради, шествовавшего к блаженной вечности, память о котором с мыслью о его богоугодной жизни так жива еще в народе: - это был Александр Васильевич Лосев. Его подвиги и труды в духовном делании, вполне ведомые одному сердцеведцу Богу, служили назиданием для каждого, а ежедневная страдальческая жизнь под открытым небом подкрепляла своим примером в несении благаго ига и легкого бремени Христова всех стремящихся к блаженной вечности”[6].
Я знал того, кто был без всяких знаков [1] ЦГИА СПб, ф.19, оп.111, выписки из метрических книг Князь-Владимирского Собора.д.135, л.15, 1803 год13/14 февраля здешнего мещанина Михайла Полосухина дочь Мария. Восприемники: ростовский купец Василий Лосев, здешнего купца Михея Бабурина жена Настасья Никитина.д.130, л.14, 1801 год21/28 апреля здешнего посадского Михайла Полосухина дочь Ольга. Восприемники те же.д.128, л.135, 1800 год6/15 марта здешнего купца Михайла Полосухина сын Алексей. Восприемники те же.д.108, л.2, 1790 год9/10 января ростовского мещанина Василия Лосева сын Григорий. Восприемники: ростовский купец Иван Никитин, ростовского купца Иосифа Лосева жена его Гликерия Иванова.д.117, л.12об, 1794 год17/19 февраля у ростовского купца Михайла Андреева (может быть, Полосухина) сын Алексей. Восприемники: спб купец Иосиф Лосев, спб купца Михея Бабурина жена Евдокия Иванова.д.123, л.16об, 1798 год11/26 декабря ростовского мещанина Андрея Иванова сын Петр. Восприемники: здешний купец Осип Осипов Лосев, ростовского купца Василья Лосева жена Елисавета Иванова. [2] ЦГИА Спб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Л. 23. [3] ЦГИА Спб. Ф. 857. Оп. 1. Д. 203. Л. 23. [4] На пересчет сегодня эта сумма равняется более 1 млн. рублей. [5] Упоминаемый в надписи иеромонах Аполлос (1804-1874) был строителем (т.е. настоятелем) Староладожского Никольского монастыря в 1846-1863 годах. Игуменья Успенского девичьего монастыря Феврония (Анфимова) настоятельствовала в монастыре с 1828 по 1854 годы. [6] Историко-Статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии, выпуск 2, С-Петербург, 1871 г. С. 142.
Если Вам помог блаженный, напишите об этом!!!
|
Памятные дни обители
++++++++++++++++++++ ЧЕТВЁРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ++++++++++++++++++++ ПОНЕДЕЛЬНИК 20.03 17.00 - Великое повечерие ++++++++++++++++++++ ВТОРНИК 21.03 08.00 - Часы 1,3,6,9 с чтением Евангелия, заупокойная лития 17.00 - Великое повечерие ++++++++++++++++++++ СРЕДА 22.03 08.00 - Часы 1,3,6,9 с чтением Евангелия, заупокойная лития 17.00 - Великое повечерие ++++++++++++++++++++ ЧЕТВЕРГ 23.03 08.00 - Часы 1,3,6,9 с чтением Евангелия, заупокойная лития 18.00 - Соборование ++++++++++++++++++++ ПЯТНИЦА 24.03 09.00 - Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров, заупокойная лития 17.00 - Утреня (Парастас), 1-й час ++++++++++++++++++++ СУББОТА 25.03 10.00 - Божественная Литургия, панихида 12.30 - Панихида (Малышева гора) 17.00 - Всенощное бдение ++++++++++++++++++++ ВОСКРЕСЕНЬЕ 26.03 10.00 - Божественная Литургия 17.00 - Чин Пассии Новости
20.02.2023
Концепция разработана с целью сохранения православного культурного наследия Старой Ладоги
18.02.2023
В дни Великого поста братия монастыря совершает для всех желающих Таинство Соборвания
02.01.2023
В Российской Национальной библиотеке продолжается выставка, рассказывающая о Никольской обители
|
Скажу одно! После каждого заседания дела становились лучше в мою сторону и в конце все мы, участники судебного процесса пришли к мировому соглашению! Уверен, что без помощи Божьей и прошения о заступничестве Александра, итог был бы совсем другой. И сейчас, я не перестаю благодарить блаженного Александра Лосева за помощь в решении семейной проблемы.